Где можно увидеть происхождение КМ?
Жемчужина Европы – Усадьба Кусково
Усадьба Кусково - уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России.
Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а также единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами.
В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и хрусталя «Усадьба Кусково». Сегодня - это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности.
Ежегодно в музее организуются выставки; проводятся концерты классической музыки; возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний.
Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно - пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера.
Коллекции
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века» – один из крупнейших московских музеев, обладающий исторически сложившимися разнообразными коллекциями высокого художественного уровня. В настоящее время в общие коллекций объединенного музея входят более 50 тыс. предметов.
Основой фондов музея-усадьбы Кусково стали собрания графов Шереметевых, которые впоследствии пополнялись и в настоящее время насчитывают около 6 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, мебели и предметов декоративно-прикладного искусства XVI-XIX вв.
Имена признанных мастеров портретной живописи – Д.Левицкого, И. и Н. Аргуновых, П. Ротари, Г.Гроота, Ф Липпольда, Ж.Монье свидетельствуют о высоком художественном уровне собрания. Музей обладает редчайшими произведениями голландской живописи ХVII века, в частности маринами К.Вирингена и Й.де Вриса, пейзажами Арт ван дер Нера и Т.Хереманса, Р. Саверея, Г.Ю. ван Бадена, уникальным произведением мастера «кухонных» натюрмортов К.Делффа, характерными образцами французской живописи рококо, итальянскими полотнами ХVI –ХVII вв., среди которых выделяются полотна Пьетро делла Веккья, Микеле Тозини, Б. Белотто, художников венецианской школы и мастерской Луки Джордано. Гордостью музея являются скульптурные портреты двух поколений графов Шереметевых работы Ф.И.Шубина.
Графическое собрание музея-усадьбы Кусково, формировавшееся на протяжении трех столетий, включает более 1 200 листов тиражной графики и авторского рисунка работы русских и европейских художников и граверов XVI - XX вв. Основу коллекции составляют листы, происходящие из собрания графов Шереметевых: эстампы, хранящие память о видных политических и военных событиях своего времени, гравированные портреты представителей императорской фамилии, русской и европейской знати, деятелей искусства, ведуты и пейзажи. В их числе графический альбом «Подлинное представление строениев и саду, находящееся в одном из увеселительных домов, называемом село Кускова, принадлежащее его Ciятельству Господину графу Петру Борисовичу Шереметеву» с видами графской усадьбы, состоящий из тринадцати гравюр, созданными во Франции П. Лораном и
П. Барабе в 1771г. с рисунков русских мастеров.
Начиная с 1930-х гг. коллекция пополнилась многочисленными эстампами, в числе которых работы русских и западноевропейских мастеров мастеров кон. XVI - XIX вв. - Адриана Коллаерта, Фредерика Блумарта, Антуана Франсуа Деннеля, Роберта Стренджа, Израиля Сильвестра, Габриэля Переля, Пьера Древе, Жака Фирмена Боварле, Георга Фридриха Шмидта, Джованни-Баттисты Пиранези, Сэра Роберта Стрейнджа, Е. П. Чемесова, А.Ф. Зубова, Е.Г.Виноградова, Г.И. Скородумова и других.
Особое место в собрании занимают эскизы форм и росписей фарфоровых изделий работы художников-керамистов советского периода: И.С. Ефимова, Т.З. Подрябинникова, Б.А.Смирнова, Т.И. Воскресенской, - позволяющие проследить творческий процесс мастеров от замысла до воплощения.
Фонды мебели и декоративно-прикладного искусства в основном составляют предметы, которые создавались специально для Дворца и парковых павильонов усадьбы в XVIII в. и размещаются в предназначенном для них пространстве исторических интерьеров, особый интерес. Особый интерес представляет художественная мебель русского и западно-европейского производства, в том числе произведения, выполненные такими известными мастерами XVIII столетия, как Н. Васильев, И. Юст и П. Споль. Кусковская мебель демонстрирует все основные техники декора: резьбу – золоченую или ярко и своеобразно крашеную; технику наборного дерева – «интарсию» и «маркетри», флорентийскую мозаику – набор из разного по цвету и фактуре поделочного камня.
Не меньший интерес представляет коллекция декоративно-прикладного искусства, в которую вошли произведения, выполненные в России, Франции, Англии, Германии, Италии, Китае и Японии: бронза, резная кость, тесненная кожа, предметы, декорированные бисером, вышивка, ткани, кружева , осветительные приборы, художественные рамы.
Музей обладает также сложившимися в XVIII веке коллекциями скульптуры, среди которых выделяются портретные работы Ф.
Шубина, и парковых статуй и бюстов русской и итальянской работы.
Коллекция часов насчитывает порядка сорока предметов и демонстрирует все многообразие типов и форм часовых механизмов, бытовавших в интерьерах XVIII-XIX вв.: это и небольшие по размеру бронзовые золоченые часы, украшающие комоды и каминные полки, и настенные часы или монументальные напольные, а также изящные камерные часы в фарфоровом корпусе.
Синтез искусств и слагаемые гармонии усадебного мира прославили Кусково как один из крупных центров русской культуры и просвещения, что послужило основой для создания в 1918 году Музея - усадьбы.
Настоящую структуру музей получил в 1938 году при слиянии единственного в стране специализированного Государственного музея керамики и музея-усадьбы «Кусково».
Государственный музей керамики – единственный специализированный музей в России, где собраны произведения керамики, фарфора и стекла многих стран Европы и Востока с древнейших времен до наших дней. Собрания западноевропейского и русского фарфора, стекла и керамики, работ современных художников являются одними из крупнейших и лучших в России.
Музей керамики был создан на основе национализированного в конце 1918 г. лучшего в Москве собрания русского фарфора А.В.Морозова, насчитывавшего более 2600 произведений, в 1932 г. переведен в усадьбу Кусково, и с 1937 г. они существуют как единый музей.
В 1920-1930-е гг. коллекции музея пополнялись путем поступления из хранилищ Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, созданных на основе частных коллекций, из расформированных 1-го Пролетарского музея, Румянцевского музея, Музея мебели, в т.ч. из собраний Юсуповых, Л.К.Зубалова, Д.И.Щукина, С.А.Бахрушина, В.О.Гиршмана, М.П.Рябушинского, Г.А.Брокара, Ф.Е.Вишневского и др. Ценные экспонаты (предметы царских сервизов) были переданы из Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля, Русского музея, а также из Политехнического музея, музея Строгановского училища и др.
Коллекции современной керамики и стекла стали формироваться в довоенный период на основе передач из Торговой Палаты, Дирекции художественных выставок и панорам, из музея образцов Главфарфора, Главстройкерамики и закупок с крупнейших фарфоровых, керамических и стекольных заводов: Ленинградского, Дмитровского, Дулевского, "Красный гигант", Дятьково и др. Кроме того, произведения приобретались и принимались в дар от авторов и коллекционеров.
В настоящее время собрание музея керамики насчитывает ок. 40 000 экспонатов. Здесь представлено искусство Древней Греции и Рима, древних культур Востока, фарфор и керамика Китая и Японии. Наиболее значительно собрание западноевропейской керамики, фарфора и стекла от эпохи Возрождения до модерна. Итальянская майолика, своеобразная керамика Испании, Франции, Голландии, Германии, венецианское и богемское стекло XV-XVIII вв. представлены характерными изделиями ведущих предприятий, работами знаменитых мастеров, уникальными экспонатами. Одной из лучших в стране и самой большой в Москве является коллекция европейского фарфора XVIII – XIX вв.
Самым известным фарфоровым ансамблем XIX в. в собрании музея является созданный в Севре Египетский сервиз – уникальный памятник наполеоновской эпохи.
Гордость музея – коллекция русского фарфора, отличающаяся разнообразием и полнотой представленных в ней центров производства. Музей обладает рядом раритетов и уникальных экспонатов XVIII – XIX вв., созданных на ведущем предприятии России – Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Это самый ранний из датированных предметов русского фарфора – ставок (конфетница) изобретателя отечественного фарфора Д.И.Виноградова 1748 г., а также предметы из первых сервизов, предназначенных для императорских дворцов и высшей знати. В коллекции представлены работы многих художников и скульпторов XVIII – ХХ вв., работавших на предприятии: Ж.Д.Рашетта, С.С.Пименова, А.К.Шписа, К.А.Сомова, С.Н.Судьбинина, А.К.Тимуса и др. Неповторимость и своеобразие собрания русского фарфора определяется во многом прекрасным подбором изделий частных заводов, прежде всего, подмосковных: Гарднера, Попова, Сафронова, заводов Гжели. Не имеет себе равных лучшая в стране коллекция русской фарфоровой пластики, которая в основном была собрана А.В.Морозовым.
Российская керамика и фаянс представлены изделиями крупнейших заводов: Киево-Межигорской фабрики, Ауэрбаха, Поскочина, Тереховых и Киселева и др., а также продукцией Гжели XVIII – XIX вв.
Рядом исключительных по своему значению экспонатов выделяется коллекция русского стекла. Здесь редкие изделия первых стекольных заводов в Измайлове и Петербурге, прекрасные образцы гравированного и цветного стекла XVIII в., уникальные дворцовые вазы Императорского стеклянного завода конца XVIII – нач. ХХ вв.
Замечателен подбор авторских работ известных художников-керамистов и стекольщиков ХХ в., творчество многих из них невозможно представить без произведений из собрания Государственного музея керамики.
Наиболее полно представлен фарфор крупнейших заводов: Ленинградского, Дмитровского и Дулевского. "Золотым" фондом являются произведения художников круга "Мир искусства", живописного направления, русского авангарда: "агитационного" фарфора, супрематизма, трансавангарда, работы художников М.Добужинского К.Малевича, Н.Суетина, В.Кандинского, А.Матвеева, Б.Кустодиева и др. В коллекции представлены все художественные центры и новаторские авторские произведения, позволяющие судить об индивидуальном мастерстве ведущих художников ХХ - нач. ХХI вв.
Фонд фаянса и "грубой" керамики представлены Конаковским, Псковским, Будянским фаянсовыми заводами и др. Особенно значима коллекция Художественной керамической лаборатории, существовавшей при музее в кон. 1920 – нач. 1930-х гг., где проводились эксперименты в области создания новых форм и технологий. Авторская керамика 1960-1990-х гг. наиболее полно представлена Московской и Петербургской керамическими школами. Собрание включает самые яркие и самобытные народные промыслы России: Гжель, Опошня, Косово, Дымковская слобода, Скопин, Балхары.
Современное стекло представлено крупнейшими заводами и авторскими работами не только России, но и бывших союзных республик: "Красный Гигант", Дятьковский, Гусь-Хрустальный, "Красный Май", Киевский, "Неман". Особой гордостью Музея является собрание агитационного фарфора и стекла 1920-1930гг. и монографические коллекции ведущих отечественных художников Н.Данько, С.Чехонина, А.Щекотихиной-Потоцкой, Л.Протопоповой, Л.Ефимова, И.Фрих-Хара, Б.Смирнова, А.Сотникова, А.Бржезицкой и др.
Скульптура «Обезьянка с коробом». Германия, XVIII в.
Приобретенная графом П.Б.Шереметевым у «чужестранного купца» Иоганна Георга Розенфельта скульптура располагалась в интерьере Грота, а также входила в ансамбль Итальянского прудика. Часть фигур выполнена из глины в технике формования, «кукол» подвергали обжигу с последующим декорированием их раковинами разных видов. Большая часть скульптуры деревянная - вырезанная из цельных дубовых стволов, покрытых слоем левкаса, в который вдавливались раковины.
В кусковской коллекции насчитывается 12 произведений декоративной скульптуры из ракушечника.
Портретная галерея XVIII в.
Неизвестный русский художник II пол. ХVIII в. Портрет царя Ивана IV (Ивана Васильевича). (Копия с оригинала Бельского, гравированного Штенглиным). Холст, масло.
Неизвестный русский художник II пол. ХVIII в. Портрет царя Федора Алексеевича Холст, масло.
Галерея начиналась изображениями русских правителей допетровского времени: от Ивана Грозного до царя Ивана Алексеевича. За ними следовали представители дома Романовых вплоть до конца XVIII века. Значительная часть галереи отводилась портретам видных российских государственных деятелей и военачальников XVIII века. И завершали «парад портретов» представители правящих династий западных стран.
В состав Портретной галереи вошли произведения русских – известных и неизвестных – художников и западноевропейских мастеров.