ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 27 ноября 2017 г. № 1433 МОСКВА
О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции
В целях разработки и апробации механизмов маркировки табачной продукции средствами идентификации, а также мониторинга оборота табачной продукции Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Провести 15 января - 31 декабря 2018 г. на территории Российской Федерации эксперимент по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции (далее - эксперимент).
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции.
3. Установить, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - уполномоченные органы).
4. Согласиться с предложением общества с ограниченной ответственностью "Оператор-ЦРПТ" об осуществлении указанным обществом на безвозмездной основе функций оператора информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента (далее - информационная система).
5. Рекомендовать оператору информационной системы до 30 ноября 2017 г. определить: требования к информационной системе; требования к обеспечению защиты информации, содержащейся в информационной системе, и к обеспечению информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в рамках эксперимента.
6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации обеспечить: а) координацию и мониторинг работы участников оборота табачной продукции, участвующих в эксперименте; б) до 15 декабря 2017 г. по согласованию с уполномоченными органами: разработку и утверждение методических рекомендаций по проведению эксперимента и плана-графика проведения эксперимента; утверждение требований к информационной системе, требований к обеспечению защиты информации, содержащейся в информационной системе, и к обеспечению информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в рамках эксперимента; в) дважды в год, до 1 июля 2018 г. и до 31 декабря 2018 г., совместно с уполномоченными органами - проведение оценки результатов эксперимента и представление соответствующих докладов в Правительство Российской Федерации.
7. Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе и Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при осуществлении установленных функций учитывать сведения, переданные участниками эксперимента в информационную систему.
8. Реализация уполномоченными органами мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности указанных органов, а также средств, предусмотренных на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1433
П О Л О Ж Е Н И Е
о проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции, находящейся в гражданском обороте на территории Российской Федерации (далее - эксперимент). 2. Целями эксперимента являются: а) апробация полноты, эффективности, результативности и достаточности механизмов маркировки табачной продукции средствами идентификации для обеспечения: подтверждения подлинности товаров; противодействия незаконным ввозу в Российскую Федерацию, производству и обороту табачной продукции (в том числе контрафактной); взаимодействия участников оборота табачной продукции в целях исключения демпинга и использования иных непредусмотренных законодательством схем оборота табачной продукции; стандартизации и унификации процедур учета оборота табачной продукции; б) определение целесообразности перехода на обязательную маркировку табачной продукции средствами идентификации в фискальных целях (в части акцизов) в случае отказа от маркировки табачной продукции специальными и (или) акцизными марками; в) в случае принятия решения о введении обязательной маркировки табачной продукции средствами идентификации - разработка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации: в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
о налогах и сборах;
о таможенном деле;
о техническом регулировании.
3. Участниками эксперимента являются: а) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на обеспечение проведения эксперимента; б) производители, импортеры табачной продукции (с 1 июля 2018 г.), организации оптовой и розничной торговли (далее - субъекты обращения табачной продукции); в) оператор информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента (далее - информационная система).
4. Субъекты обращения табачной продукции участвуют в эксперименте на добровольной основе. Для участия в эксперименте субъектами обращения табачной продукции подаются заявки в порядке, установленном в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения.
5. Для проведения эксперимента Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на обеспечение проведения эксперимента, утверждаются методические рекомендации, в том числе по следующим вопросам: а) маркировка табачной продукции средствами идентификации, в том числе по видам используемых в эксперименте средств идентификации, структуре информации, указываемой в средствах идентификации, способам формирования и нанесения средств идентификации на табачную продукцию; б) оборудование, используемое для нанесения средств идентификации и считывания средств идентификации; в) взаимодействие информационной системы с иными информационными системами участников эксперимента; г) подача заявки на участие в эксперименте с прилагаемыми к ней документами, включая типовую форму заявки;д) регистрация участников эксперимента в информационной системе; е) внесение информации в информационную систему, включая состав предоставляемых участниками эксперимента сведений; ж) мониторинг и оценка результатов эксперимента; з) функции участников эксперимента и их взаимодействие.
Условия и участники эксперимента
В эксперименте задействованы такие виды табачных изделий как папиросы, сигареты с фильтром и сигареты без фильтра, реализуемые в упаковках. Помимо уполномоченных органов исполнительной власти (Минпромторг, Минкомсвязи, таможенная и налоговая службы, ФСБ) систему маркировки протестируют производители, импортеры, организации оптовой и розничной торговли. Последние присоединяются к эксперименту на добровольной основе. Им необходимо подготовить оборудование для нанесения и считывания кода, а также зарегистрироваться в информационной системе маркировки и мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). И, конечно, адаптировать и настроить свое программное обеспечение.
Для чего нужна маркировка табачных изделий
Маркировка разрабатывается в первую очередь для тех товаров, которые часто ввозят в страну или производят нелегально. Уже сейчас действует маркировка мехов и алкоголя, в разгаре эксперимент по маркировке лекарств. На упаковку наносится особый код, который передается в единую информационную систему и позволяет отследить движение товара. Кроме того, ритейлеры предлагают включить в код маркировки данные о максимальной розничной цене сигарет. Компании-производители и вовсе заявили, что технология маркировки сигарет уже отработана и проблем не вызовет. Но вот адаптировать систему для сигар, сигарилл и трубочного табака будет сложнее, поэтому необходимо установить особые сроки маркировки для различных табачных изделий.
Как это работает
Для маркировки и отслеживания товаров используют простой в нанесении, недорогой в производстве двумерный код DataMatrix. Его разместят на пачках, блоках и транспортировочных упаковках сигарет, считывая на каждом этапе цепочки: начиная от выпуска с конвейера и заканчивая сканированием на кассе. Коды выдаются Центром развития перспективных технологий, также участвующим в эксперименте.
На производстве табачных изделий полученный код (с криптоподписью, для исключения подделок) отправляют на линию по маркировке. Линия маркировки – специальное производственное оборудование для массового нанесения кодов.
Есть разные модели линий: в зависимости от страны-производителя и сложности механизма. Те, что попроще, только наносят маркировку на изделия. В более сложных моделях код проверяется на читаемость и наносится еще раз в случае необходимости. Также существуют линии по упаковке изделий в транспортировочные коробки: на них нанесут коды для учета во время перевозки. Данные будут передаваться в ИС МОТП: это значит, что учет будет вестись не только по кодам на продукции, но и по кодам транспортных упаковок. Считав код транспортной упаковки из системы МОТП, можно получить данные обо всех собранных в ней изделиях.
Такие линии потребуются производителям, а также представителям иностранных компаний, которые будут маркировать продукцию при импорте. Установить оборудование можно и на производствах вне территории России. При приеме на склад уже будут задействованы сканеры и терминалы сбора данных в связке с измененной и настроенной учетной системой получателя.
Развертывание системы несет определенные сложности. Например, производителям придется внедрять в существующие системы новые модули или приобретать (разрабатывать) отдельные решения. Несладко придется и продавцам, ведь приемка и отпуск маркированного товара также потребуют специализированного ПО.